Вчера был в Театре наций, одном из моих любимых, на спектакле по книге «Саша, привет!», одной из моих любимых книг прошлого года.
Благодарен за этот текст его автору и моему учителю Дмитрию Данилову. Прочитав «Сашу», я пошёл учиться у Дмитрия (драме). Не пожалел, о результатах учёбы писал в недавних постах.
Пару слов о сюжете. Недалёкое будущее. В России ужесточены законы в сфере нравственности. Профессора, согрешившего со студенткой, приговорили к смертной казни, но, в рамках гуманизации системы исполнения наказаний, его отправляют в комбинат. Там комфортабельно, как в отеле, и можно всё, что хочешь, но однажды пулемёт по имени Саша расстреляет его. Никто не знает когда.
«Саша, привет!» — книжка, точно попавшая в момент. Особенно для людей, которых события 22-го повергли в шок, кто не принял СВО, но и уезжать не захотел. И вот эти люди, как герой романа, сидят в своих комфортабельных комбинатах и дела-то у них почти что как раньше, но все они ждут чего-то нехорошего. Навроде наказания или отмены. Они ни в чём не участвовали, ничего не совершили — а отвечать всё равно будут. И вот они молча, с шевелением волос на теле наблюдают за тем, как из воздуха вокруг потихоньку выкачивается кислород. В такой ситуации оказался я сам. И конечно, не только я.
Этот вывод, про точное попадание в нерв 22-го, не нов. Это и без меня все заметили. Поэтому «Саша» так срезонировал: получил кучу литературных премий, добрался до Театра наций.
Но сидя на спектакле, я подумал ещё вот о чём. «Саша» продолжает давно начатый Даниловым разговор про современного человека. Он вроде бы хороший, не без греха, но и не без совести, образованный, никому не желает зла, всё понимает — нормальный такой человек, как ты и я. Но что-то живётся ему неуютно, попадает он в какие-то безумные замесы (как в «Саше» или «Человеке из Подольска») и оказывается жертвой какого-то вполне рукотворного, человеческо-институционального, но в то же время и абсолютно инфернального, метафизического рока.
Я к чему веду. Войны рано или поздно закончатся, а вот пулемёт Саша никуда от нас не денется. Повестка человека, проживающего внутри себя комфортабельную тюрьму, аэрокондиционированный кошмар, она поживучей любых катаклизмов. Она, может быть, даже поживучей темы про курьёзы и абсурд в государственном устройстве России. В ней есть что-то буддийское. Во всём есть что-то буддийское, а в ней тем более. Извечная тема.
На мой скромный взгляд, «Сашу, привет!» после войны мы будем перечитывать. Или пересматривать. Эта история с нами надолго.
Кто не читал — рекомендую. Ещё раз спасибо автору и Театр Наций за постановку.