Мифическое время.
В быту мы представляем время как линейный процесс, который движется в единственном направлении: от прошлого к будущему.
В науке время рассматривается более сложно: оно может иметь нелинейную природу, влиять и испытывать на себе влияние пространства, как в теории относительности. Вблизи массивных объектов время искривляется, замедляется.
«Научное» время даже может иметь обратный ход. Так происходит в недавно выдвинутой физиками модели вселенной-близнеца, в которой время якобы течёт вспять.
Меня, особенно когда я пишу что-либо, интересует другой тип времени, не научный и не обыденный. Мне интересно время, которое нельзя разделить на прошлое и будущее. Оно несёт в себе и то, и другое одновременно.
Я говорю о мифическом времени.
Мифическое время лишено привычного нам ритма, у него нет начала и конца. Оно нелинейно, неоднородно. Орёл клюёт печень Прометея всегда. Змей глотает заходящее солнце, а на рассвете выплёвывает его — так было, так есть и так будет всегда. Мифическое время зыбко и в то же время абсолютно. Оно как будто бесконечно повторяется, разворачиваясь по спирали. Но никакого повтора нет — оно разыгрывается всегда. В том числе, и прямо сейчас.
Миф не произошёл когда-то в прошлом и не случится в будущем. Миф происходит всегда.
Мифы — это сюжеты, которые неосознанно проживает наш дух. Можно вести обычный образ жизни, при этом внутри себя проживать Эдипов комплекс или комплекс Электры, сюжет обретения мудрости в обмен на священную жертву, сюжет апокалиптической войны богов с великанами — или любой другой миф. Более того, мы обречены проживать их. Эта участь никого не минует, потому что мифы подобны колеям духа, наезженным за тысячи лет существования человека. Это закреплённые в нашей ДНК универсальные символические сюжеты, которые и составляют нашу коллективную жизнь.
Миф может проживать один человек, а может целая нация или даже всё человечество. Вам не кажется, что иногда, независимо от того, какие конкретные события происходят вокруг, мы все проживаем сюжет какого-то древнего мифа, сказки?
Разве этот сюжет не интереснее, чем его современные — временные — декорации?